Michaela Steinhauer, Alexey Kruglov, Roman Stolyar «Talks Around Midnight» (2017)
Сентябрь 28, 2017
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Michaela Steinhauer, Alexey Kruglov, Roman Stolyar «Talks Around Midnight» (2017)

Альбом начинается как обычный поп-джаз. «Шансонный» (в правильном, не в российско-попсовом смысле) эстрадный голос сопровождается спокойным фортепиано. Но вдруг находится другой путь, постепенно музыка словно уходит, проваливается куда-то. Оказывается – в арт, в образность, в игру стилистических нюансов, в мелодекламацию, в джаз, но в джаз – особенный. Саксофон, с которым тоже происходит подобная мутация, постепенно раскрывается, подкрадывается к теме, осторожно, как стеклянный сосуд, выдувает её, рождает звуки и сам словно любуется ими, оставаясь при этом несколько в стороне, на шаг сзади.
Легенда, концепция, история, сопровождающая диск, изложена в буклете, а также рассказывается со сцены. Но опорные точки тут желательно чувствовать, а не осознавать. Это музыка полуночи, полутонов, скользящих теней, неопределённых отношений, намёков и полупоступков, нечётких, но понятных выражений лиц на другой стороне улицы, музыка отдыха для тела и работы – для чувств.
Микаэла «Миша» Штайнхауэр – немецкая вокалистка, немало выступавшая со звёздными джазменами, на этом альбоме рискует и выигрывает. Певица обладает тонким ощущением стиля и уместности. С ней играют Алексей Круглов (альт-саксофон), который оригинально работает в самых разных жанрах, и новосибирский пианист Роман Столяр – композитор и импровизатор, хорошо известный и в Европе, и в Штатах. То, что аккомпаниаторы – большие мастера фри, даёт ощущение, что вот сейчас начнётся великая музыка и выведет нас на новую ступень чувственности и музыкального знания.
Микаэла – главная, это джаз-матриархат, но и Столяр, и Круглов – знатные мастера, и они явно получают удовольствие от игры на гранях, которая складывается на альбоме. К финалу, на каверах-суперхитах, вокал теряет осторожность, отбрасывает сомнения и улетает в импровизацию. Причём выбраны темы, которые сделать оригинально трудно, но тут это удаётся. Это загадочный, а затем неожиданно становящийся нервным эллингтоновский «Caravan», и сделанная чуть спотыкающейся, театрально отстранённой «Sunny» Бобби Хебба – популярнейшая песня, когда-то эстрадный хит, потом джазовый стандарт, затем диско-боевик, «виноватый» в прорыве Boney M.
Композиции кажутся картинами, нарисованными лёгкими мазками джаз-акварелей. Музыканты же идут дальше создания образов, играют настроениями и ощущениями, словно солнечными зайчиками. Границу между новым и традиционным джазом провести не удаётся. Она, конечно, есть, но музыка оказывается сразу со всех сторон этой воображаемой разделительной полосы. И происходит то, что и должно происходить при слушании музыки – восприятие расширяется, и у него появляются новые – и горизонты, и надежды.

InRock
9 из 10
Общее впечатление

art-jazz 9/10
FancyMusic
Рецензия опубликована в InRock #81

9

Обязательно к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков