Lunatic Soul «Through Shaded Woods» (2020)
Декабрь 29, 2020
Ольга Слынько (8 статей)
Поделиться

Lunatic Soul «Through Shaded Woods» (2020)

Lunatic Soul – сольный проект Мариуша Дуды, основателя польской прогрессив-рок-группы Riverside. Замысел «Through Shaded Woods» возник ещё в 2018 году. По словам Мариуша, он хотел создать «музыку леса», что-то шаманское, ритуально-трансовое, мистическое, вдохновляясь Tangerine Dream, Solar Fields и Hedningarna. В том же году Дуда приоткрыл завесу тайны своего сольного проекта в целом. На официальном сайте появился «круговорот жизни и смерти» – картинка-схема, объединившая все альбомы Lunatic Soul в единый концепт. Это переживание героем мистического опыта: освобождение от земной оболочки и пребывание в загробном мире, встреча лицом к лицу с худшими страхами и кошмарами, погружение во мрак, но затем – очищение, перерождение и возвращение к жизни. «Through Shaded Woods» в этом круговороте обозначает момент перерождения, перехода из мира потустороннего в мир живых.
«Зелёный» альбом (большинство релизов группы оформлены в каком-то одном цвете, отчего фэны их так и называют – «чёрный», «белый», «синий» и т. д., – прим. ред.) более акустический, нежели все предыдущие, однако связь с ними неразрывна. Атмосфера всё та же, что в первой дилогии («Lunatic Soul», 2008, и «Lunatic Soul II», 2010). Всё те же ведущие партии бас-гитары, замысловатые шаманские ритмы и необычные электронные звуковые эффекты. А вот что отличает эту музыку, так это влияние фольклора – скандинавского и славянского. Сам Дуда говорит о том, что альбом для него – возврат к корням. Чтобы переродиться, душа должна очиститься от прошлого, вернуться к истокам – это мы и слышим уже с первых же секунд «Through Shaded Woods».
Альбом открывается светлым и страстным звучанием акустической гитары, танцевальным ритмом и голосом, будто напевающим заклинание, в композиции «Navvie». Это души умерших танцуют в подземном мире, они готовы вырваться из заключения на свет и вновь обрести жизнь. Кстати, на песню снят замечательный клип. Более сумрачная композиция «Passage» – момент мучительного очищения. «Прохождение», «коридор» – всё это путь к новой жизни. Что на нём? Вновь и вновь переживание прошлого: боль, потери, разочарование, молитва и возрождение. Неумолимо «ведёт по коридору жизни» уверенная остинатная линия баса, ближе к середине музыка наполняется голосами, появляется чеканный неумолимый ритм и жёсткое звучание перегруженного баса (электрогитары на альбоме нет!): будто кошмары из прошлого, вновь одолевающие героя.
А дальше – погружение в прошлое. В «Through Shaded Woods» медитативно-трансовая обволакивающая музыка буквально «засасывает» в болота мифологического тёмного леса. Немного жутко и по-настоящему потусторонне звучит вокал, обработанный спецэффектом прерывающегося, «дрожащего» эха. В конце слышны шаги – это хрустит под ногами сухая лесная трава и ветки. Непроходимые болотные чащи остались позади, герой выбрался, его путь к свету продолжается.
Вот уж где действительно слышно влияние скандинавской музыки – это в «Oblivion». Будто древние северные воины во время плавания на своих драккарах по реке забвения выкрикивают хором команду «Вперёд!» Эта композиция – очередной шаг к перерождению. Вновь пережив все свои страхи в «Passage», герой должен теперь избавиться от прошлого, должен всё забыть, чтобы чистым выйти на свет.
Следующая «Summoning Dance» – последние сомнения: стоит ли прощаться с загробным миром, к которому уже так привык наш путешественник? Светлая и легкая музыка этого «возрождающего танца» будто отворяет врата в мир живых. Вновь появляются интонации танцующих душ из «Navvie». Но, как бы ни держали воспоминания, их нужно оставить в прошлом. «The Fountain» – тихое и трогательное прощание с миром теней под нежные звуки фортепиано. Вновь звучит лейтмотив альбома – тема танцующих душ.
На этом основная часть «Through Shaded Woods» завершается. Но есть ещё три бонус-трека. Они показывают сам момент возрождения. «Vyraj» («вурай» или «ирий») на языке славянских народов означает рай или некое преддверие рая, тёплую страну, откуда прилетают весной птицы. Здесь это опять перемена состояния, то есть обретение душой плоти, возврат к жизни. Вновь возникает тема танцующих душ, но звучание её уже «земное», более плотное, осязаемое, человеческое. На той же теме построена и «Hylophobia» (дословно «боязнь леса») – своего рода преджизненное воспоминание о тенистом лесе потустороннего мира. Завершает альбом семичастная композиция «Transition II» – своеобразный эпиграф, который отсылает к альбому «Lunatic Soul II» (2010). Там есть вещь «Transition», иллюстрирующая собой переход-погружение в бездну загробного мира. А «Transition II» – переход уже в другом направлении.
«Надо оставить свои воспоминания в прошлом, только тогда будет шанс возродиться к новой жизни», – эта мысль звучит в последнем треке и, пожалуй, в ней заключена вся суть альбома. И даже больше, всего путешествия по загробному миру на протяжении трёх главных альбомов «круговорота» Lunatic Soul.

Ольга СЛЫНЬКО
Рецензия опубликована в InRock #92

InRock
9 из 10
Общее впечатление

progressive rock 9/10
Kscope

9

Обязательно к прослушиванию
Ольга Слынько

Ольга Слынько