Крематорий «Люди-невидимки» (2016)
Пёстрое и стильное оформление альбома сразу подталкивает к мыслям о театре, причём без приставки «рок». Это ощущение подтверждается в «титрах» – лидер группы Армен Григорян отвечает за вокал и за… драматургию – ни больше, ни меньше. Также в создании образов оформления участвовал Театр мод Вячеслава Зайцева. В начале альбома глашатай объявляет перед Цезарем участников ожидаемого представления – характеры, роли, персонажи понятны по именам. Запомнятся – тёмная Брунхильда, во всём виноватый Гудвин, битый король Ричард III, шустрая Текила-бум, Бенито Хуарес – прямой наследник культового Хабибулина. Попсовые премии, в которых замелькал материал из «Людей-невидимок», не должны закрывать важное – шестнадцатый альбом «Крематория» стал полноценным шагом на территорию художественного осознания жанра. Музыкальные красоты и многоплановость поэзии, эмоций, морали в творчестве «Крема» никогда не были новостью, но альбом рассматривается как концептуально цельное произведение с сюжетом и идеей. Итак, рассаживаемся, устраиваемся, слушаем, смотрим.
Всё же мы не на арене для боя римских гладиаторов, главными будут ирония и музыка. Голос Армена Григоряна, в отличие от давних хитов, аккуратно прибран за бодрую, в меру креативную мейнстримовую рок-гитару. Но старая школа рок-вокала, ситуация, когда музыкант создаёт интонацией, словом, мыслью – образ, остаётся с Арменом. Это почти забыто и это звучит прекрасно. Остаётся с ним и его ирония, которая каждый раз получается неожиданной, новой, какой-то необычной.
Апокалиптическая философия песни «Жизнь», выбранной в качестве сингла, в которой имеются автомат, звёздно-полосатый флаг и иже с ними, выглядит как очередная безнадёжная битва с дураками. В этом тоже немало и театра, и жизни. Последняя вещь, давшая название альбому, трагична по звучанию и словно несколько удивлённа по настроению. Герой песни вдруг ясно видит людей-невидимок – тех, которые так удивительно изменились в нашу «актуальную» эпоху, и вдруг показали свою сущность – далеко не всегда приятную. Важная и какая-то даже болезненно правильная характеристика времени.
Группа верна своему многогранному образу и музыке на грани простого и сложного. Слегка подпрыгивающий саунд озвучивает такие образы: «один удар в пах», «верные друзья – веревка и мыло», «долгая смерть от укуса любимой жены», «любовь – лишь супермаркет». Музыка не всегда дотягивает до идеи, но баланс соблюдён, альбом не становится «попсом» ни на миг. Он задаёт оригинальную, свою – фирменную пропорцию юмора, эротичности, издёвки, бытовой философии и ощущения внутренней правды. Возвращаясь к теме оформления, отметим, что оно и правда удачно – ведь, держа диск в руках, хочется, чтобы такой музыки, и изысканной, и продвинутой, было больше и больше.
russian rock 7/10
"Навигатор Records"
Рецензия опубликована в InRock #77