Белканов Бэнд «Нейтралитет» (2000/2012)
punk/reggae 9/10
«Выргород»
Судьба этого альбома – единственного официального релиза одного из самых ярких, талантливых и болезненно недооцененных поэтов-рокеров поколения перелома веков – удивительна и показательна. «Нейтралитет» был обнародован в 2001 году – на пике творческой формы Белканова, но вышел тогда только на кассете. Шли годы, но, несмотря на разговоры вокруг да около, «в цифре» запись не издавалась. Самому артисту и помогавшим ему людям это, наверное, казалось необязательным, возможно, просто не доходили руки, а обстоятельства бежали мимо. Теперь, наконец, «Нейтралитет» появился на CD, но его актуальность, естественно, стала иной. Альбом – музыкальный знак того, ушедшего времени.
Владимир Белканов – выходец из тусовки актюбинского рок-клуба. Лидер тамошней группы №1 «Адаптация» Ермен «Анти» Ержанов играет и на «Нейтралитете», даря записи тягучий гитарный звук. Белканов был в той компании редкой птицей – его родство с ней естественно и абсолютно, но при этом музыка стилистически шире, космополитичней. Тексты Владимира могут оказаться близкими как фанам Егора Летова, так и эстетствующим жителям мегаполисов.
Песни Белканова энергетически очень сильны. Музыка регги, с которой порой ассоциируется артист, становится у него колкой и даже злой. Слабая доля вроде бы создает привычное настроение, но затем оно плавно сползает в шансон. Альбом словно мерцает нереализованной гениальностью, хочется занудно сказать, что сейчас так уже не умеют. Сочетание нарочито ворчливых «сибирских» гитар с вокалом Белканова, не академическим, а именно песенным, широким и заводным – создают диссонанс, противоречие, которое надо не слушать, а чувствовать, ощущать.
Панк-ассоциации – и текстовые, и эмоциональные – несомненны. Но за текстами и за манерой Владимира видится нечто гораздо большее. Может быть, это русская поэзия – ее дух, который присутствовал, допустим, и у «ГО», но был поглощен энергетическими бурями. На «Нейтралитете» энергия и поэзия находятся в равновесии. Панк тут выражает то живое, что еще можно выразить – иногда просто как крик, иногда злой плач. Смерть нередко присутствует в этих песнях, но как естественная часть жизни, – как сакраментальное memento mori.
Обложка с «ярко-тигровым» инвалидом – отражением души в сером мире – прямая метафора действительности, сгустившейся вокруг творческих людей. В этом видится привязка диска и к нашей эпохе и его будущее. Белканова лучше всего воспринимать вместе со всем поколением отечественного, как тогда называли – «экзистенциального» андеграунда, появившегося в середине-конце 90-х. Белканов передавал в песнях страх и ужас времени, его проблемы и загадки, но делал это с удивительно ясными интонациями и настроением, словно он находится среди суеты и грязи, но остается наблюдателем с чистым восприятием. Не безразличным, не безгрешным человеком, а именно незадерганной, непроданной душой. Даже не хочется подбирать сравнения к этому образу.
В копиях ходит еще несколько записей певца. Лично я предпочитаю альбом «По палатам», но новых релизов пока не ожидается. Несколько лет назад певец переехал в Москву. Жар его концертов несколько спал, тем не менее этот, «старый-новый» диск свидетельствует, что жизнь продолжается, – пусть и с трудно представимыми паузами, которые всё же необходимы – хотя бы для того, чтобы вдохнуть.