Аукцыон «Жопа» (CD+2 DVD, 1990/2013)
indie/russian rock 10/10
«Геометрия»
Релиз открывает новый проект лейбла «Геометрия» – монументальную серию переизданий лучшей отечественной рок-группы. На дворе стоял 1990-й, брезжила заря новой жизни. Казалось, надо было радоваться, но на диске «Аукцыона» царит диковатая психоделия и необузданный арт-модерн-угар. Сплошной пир во время чумы – или подготовка к нему. Слоган первой песни «Я родился под колпаком» был родной мыслью для всех присутствовавших тогда. Да и фраза «остановите самолет, я слезу» из шутки постепенно становилась лозунгом. Альбом кажется выражением подсознательных ощущений тогдашних поколений. В том же, что в «Аукцыоне» собрались чуткие люди, полагаю, никто не сомневается.
Музыка звучит иногда даже медитативно и предсказывает будущую свободу в стиле «джем». Звук же остр и конкретен. На виниле он так не обращал на себя внимание. Редкий случай, когда я отдам предпочтение цифровому варианту записи. Она словно специально создана для «Аукцыона» и подчеркивает принадлежность группы именно той эпохе – то, что многие ощущали и ощущают инстинктивно. «Странная» красота встает во весь рост, каждая вещь – боевик. Хоть «Немой», или «Пионер», или «Любовь». На «Жопе» работает подсознание, а не разум.
Диск танцевален в худшем смысле этого слова – он не приглашает на танец, а гипнотизирует и заставляет двигаться. Видео с шоу Олега Гаркуши и Владимира Веселкина, фриков, которых знали все, яркое выражение этого гипноза.
На DVD группа представлена в разных концертных ракурсах, полна апломба и движения. Леонид Федоров относительно скромен, его нынешний статус тогда представить было нельзя. Внимание концентрируется на Гаркуше с Веселкиным. Выделим запись, где милиция вяжет Гаркушу на фоне «Авроры». Долговязый шоумен тут явно – лицо группы. Скоморохи становились символами эпохи, людьми, чувствующими ее нерв и боль, ее бессмысленное ликование, которые продолжаются до сих пор – трагедия времени пробивалась сквозь шутовство.
Нынешний релиз – настоящее произведение издательского искусства. «Раскладушка» диджипака состоит из 8 (sic!) частей, хранящее два диска – CD и DVD. В коробке таятся и более привычные радости: буклет, дополнительный DVD (запись с фестиваля «Рок чистой воды» – энергичного сета на фоне расслабляющих волжских красот) и плакат.
В заключение поговорим про название альбома. Постсоветский коллекционер винила имел эту запись под названием «Дупло». Т. е., как отмечает Фёдоров, под гораздо более «грязным» названием, чем изначальное, возвращенное теперь, имя. Слово «Жопа» же символизирует соответствующий орган танцора Веселкина. Радоваться тут вроде бы нечему, но учтем, что в 90-х эта игра выглядела без нынешних суетливых конкатенаций – просто как повод для усмешки. Альбом лезет в душу, настойчиво и назойливо, что очень в духе того времени. Грань лихой издевки и острого ума, мастерства и эксперимента, словно нарочно, переступается много раз, причем туда-сюда. «Жопа» – вершина ощущения «непросто» и «невыразимо» в авант-роке.